Кинематографисты приоткрывают завесу тайны над крахом биржи Mt. Gox
По материалам статьи "Effortless French: Mt. Gox and Bitcoin’s roller coaster ride" Сайруса Фаривара — главного репортера политического направления в Ars Technica, а также писателя и радио ведущего.
После просмотра захватывающего двухчасового документального фильма «Легкий французский», о становлении и крахе печально известной криптовалютной биржи Mt.Gox, у меня возникло два вопроса, на которые до сих пор не дали исчерпывающих ответов. Прошу заметить, я участвовал в нескольких сценах в фильме, а также давал комментарии.
Во-первых, у нас до сих пор нет полного понимания того, что же произошло с Mt.Gox. И вряд ли нам суждено когда-нибудь это узнать. Мне кристально очевидно одно — нынешний экс-генеральный директор биржи Марк Карпелес, находящийся в Токио, действительно не знает что произошло.
Запущенная в 2010 году биткоин-биржа Mt. Gox быстро стала самым популярным местом для криптовалютной торговли в мире. Но в феврале 2014 года сайт “потушил свет” и подал заявление о банкротстве. Mt. Gox обвинил воспользовавшихся основным недостатком безопасности хакеров в краже 850 000 биткоинов (в настоящее время их стоимость превышает 8 миллиардов долларов). Это событие превратило Карпелеса в самого ненавистного человека в мире криптовалют. Пользователям было непонятно как такое могло произойти прямо у него под носом.
Что касается моего второго вопроса: режиссеры не обратили внимания на прямой посыл, который пытался донести Карпелес. Название фильма происходит из надписи на футболке Марка, которая была на нем в день ареста в 2015 году. Он носил эту же футболку на протяжении всех интервью для фильма. Если бы французские кинематографисты удосужились спросить его о футболке, то поняли бы, что название “Легкий французский” не подходит для их ленты.
Английское слово «easyless» означает трудное действие, которое со стороны выглядит легко. Но здесь режиссеры положились на свое знание английского и перевели эту фразу как “легкий французский”.
Что касается инвесторов, которые потеряли во время краха свои деньги, то тут нужно заметить, что такова цена азартных игр на цифровом Диком Западе.
По словам самого Карпелеса, Mt. Gox не была банком и не была похожа на большинство сегодняшних крупных бирж вроде Coinbase. Mt. Gox просто давала пользователям возможность купить биткоины с помощью банковских переводов, а затем вывести их. Карпелес не хотел, чтобы люди использовали биржу как долгосрочное хранилище своей криптовалюты, но именно это они и делали.
Процедуры банкротства Mt.Gox продолжаются, но никто не знает будут ли биткоины возвращены владельцам, да и стоят они теперь гораздо дороже.
К концу фильма в Карпелесе начинает проглядывать тихая и наивная человечность. Он признает, что «вполне возможно» у него Аспергер. В заключительной сцене он признается,что он провел годы, имитируя социальное поведение других. Короче говоря, у меня сложилось впечатление, что Карпелес действительно не испытывал эмоций наблюдая за крахом своей компании. Однако в своем интервью BBC Марк так описал свое эмоциональное состояние в те дни:
Представьте, будто вы выпали из окна и видите как земля становится все ближе и это конец. Mt. Gox из интересного проекта превратилась в ежедневный кошмар с банками, правительствами и людьми, которых я никогда не знал.
Mt. Gox укрепляла позиции одновременно с Silk Road, ныне закрытой крупнейшей торговой платформой даркнета, где в качестве оплаты принимали только криптовалюты. Карпелес признался, что Mt. Gox получала выгоду от Silk Road, так как от трети до половины сделок на бирже были связаны с этой платформой.
Бывшие сотрудники Mt. Gox описывали биржу как место, которое стремительно развивалось, но тотальный контроль был в руках лишь одного человека. У Карпелеса никогда не было союзников, верных друзей или доверенных лиц. Даже его мать Анна Карпелес поделилась в интервью, что общается с сыном «через фоточки котиков».
88% Mt. Gox принадлежали другой компании Карпелеса, под названием Tibanne. Tibanne, которая также сейчас находится в процессе банкротства, получила свое название от имени кошки Карпелеса.
Как сегодня обстоят дела Марка Карпелеса? Ну что же, люди по прежнему доверяют ему свои проекты, ведь в сущности, он — отличный кодер. Я написал ему, чтобы спросить смотрел ли он фильм о себе и какие у него впечатления. Вот какой ответ я получил:
Да я видел его. Многие люди после просмотра написали мне положительные слова, так что это хорошо. Мне кажется, что финал своего рода неубедительный, но это, вероятно, потому, что все до сих пор не окончено.