Непреодолимая сила биткоина: теория и практика гипербиткоинизации
Одно из первых упоминаний гипербиткоинизации (H-теории) встречается в исследованиях Института Сатоши Накамото. В них описывается ожидание биткоина в неограниченном и равноправном смысле.
Гипербиткоинизация – это теория внедрения с радикальными последствиями, особенно применима в отношении стран с развивающейся экономикой, имеющих тенденцию к инфляции. До недавнего времени это была просто теория.
Гипербиткоинизация в теории
Демонетизация в современном понимании – это действия правительственных контролеров и должностных лиц, ответственных за монетарную политику страны. В это время в прошлом году премьер-министр Индии Нарендра Моди выступил на телевидении с неожиданным обращением. Он объявил 1,3-миллиардному населению Индии, что банкноты номиналом 500 и 1000 рупий будут выведены из оборота в течение нескольких часов после трансляции.
Это в некоторой мере напоминает изъятие из экономики популярных номиналов в 10 и 20 долларов США почти без уведомления. И правда, полтора столетия назад Соединенные Штаты изъяли из обращения серебро, тем самым погрузив экономику в депрессию.
Но с другой стороны, обычное понимание термина включает некоторые действия, санкционированные государством, как это предполагается презумпцией монетарной политики государства.
Что произойдет, если отказ от официальной валюты будет происходить по принципу «снизу-вверх»? И что, если демонетизация трансформируется в гипербиткоинизацию? Согласно H-теории, массовое и быстрое внедрение биткоина может произойти в любой момент. Другими первыми признаками гипербиткоинизации являются риэлторские компании, которые принимают криптовалюту, но отказываются принимать фиат, как доллары или евро.
Пусковым механизмом гипербиткоинизации может стать быстрый вариант инфляции – гиперинфляция.
Инфляция – это главным образом функция валютной монополии. В давние времена монархи срезали неровные края монет, таким образом обесценивая валюту. После прохождения ними рыночного оборота ценность всегда снижалась, и последние владельцы оставались расстроенными.
С начала ХХ века инфляция происходила от центральных банков. Правительства легко оставались при власти, обещая пожизненное обеспечение и ведя борьбу со злодеями каждые несколько лет. Для довершения этого они увеличивали денежную массу в обращении для распространения эффекта богатства. Инфляция быстро становится неконтролируемой. Отличный пример – трудности Веймарской республики после Первой мировой войны. До 2009 года практически не было особого выбора. Люди терпели такие ситуации.
Гипербиткоинизация может произойти как раз по той причине, что правительства жестко регулируют и пытаются контролировать капитал. Биткоин не имеет границ, не зависит от патриотизма или подданства.
Для правительств, которые укрощают такую яростную инфляцию, глубоко тревожным является тот факт, что гипербиткоинизация может возникнуть без открытого кризиса или политики. H-теория гласит, что преимущества криптовалюты настолько очевидны, что внедрение происходит путем рационального предпочтения от худшего (фиат) к лучшему (биткоин).
Правительства в тупике. Они должны и далее создавать инфляцию для соответствия общественным ожиданиям, в то время как у биткоина нет преград. В некотором отношении фиатные деньги больше не являются валютой.
Более того, как заявлено в H-теории, гипербиткоинизация произойдет быстрее, чем гиперинфляция, но с намного меньшей дестабилизацией экономики.
Венесуэла и Зимбабве на практике
Экономические трудности в Венесуэле широко известны. Казалось, она должна быть страной, заваленной наличными и с почти райским уровнем богатств, но на самом деле это далеко не так. Во всех отношениях это полная катастрофа, готовая к гипербиткоинизации.
С 2014 количество пользователей единственной биржи в стране выросло от нескольких десятков до около 100 000. Среди товаров на черном рынке порой встречались продукты питания. Поэтому майнеры воспользовались низкими ценами на электричество, чтобы зарабатывать и тратить с помощью подарочных карт криптовалют. Отправка товаров осуществляется через фирмы во Флориде, возникая для удовлетворения растущего спроса.
Конечно, преследования неизбежны – от ареста операторов майнинга до закрытия бирж и компаний, связанных с биткоином. Но все же, майнер может заработать достаточно для содержания небольшой семьи, и, по прогнозам авторов H-теории, в конечном итоге все больше жителей Венесуэлы становятся заинтересованными в получении криптовалюты.
В Зимбабве очень много трудностей, от жестокой истории колонизации до независимости, пронизанной коррупцией правительства. Согласно H-теории, страна больше чем готова.
На момент написания этой статьи в стране происходит что-то наподобие государственного переворота, что прямо соответствует ожиданиям H-теории. Инфляция в Зимбабве легендарная, ее банкноту номиналом в триллион долларов можно найти на Amazon.
В отличие от Венесуэлы, майнинг в стране не распространен. Этим объясняется пятизначная цена на биткоин, поскольку самая популярная в мире криптовалюта приобретается со значительной наценкой из-за невероятного спроса. На момент публикации статьи цена на биткоин почти в два раза превышает цену в западных странах.
Проблемы распространяются на вопросы международных переводов, поскольку валюта страны – предмет насмешек. А денежные переводы практически невозможны из-за колебания валютных курсов (сообщалось о случаях, когда люди заказывали еду по одной цене, а по завершению обеда должны были платить по другой). К счастью, ничто не сравнится с биткойном как средством сбережения, поэтому все больше жителей Зимбабве придерживают биткоин и экономят его.
Конечно, ни в одной стране еще не произошла демонетизация, достаточная, чтобы считать H-теорию практическим прогнозом внедрения биткоина. Тем не менее, для доведения усложнения H-теории можно использовать такие страны, как Япония, поскольку эта страна не соответствовала большинству ожиданий и приняла биткоин в качестве законного платежного средства. Это был очень умный ход.