2018: Год, когда произойдет контакт

2017, возможно, был историческим годом для блокчейна, но Массимо Морини, руководитель направления работы с процентными ставками и кредитными моделями в банке Banca IMI, утверждает, что семена этой революции были посеяны в 2016 году.

Массимо Морини

Эпохи и даже столетия никогда не начинаются 1 января. Всегда можно определить реальное начало — ту самую точку отчета, которая меняет ход истории. Например, XX век начался в 1914 году с Первой мировой войной, а закончился в 1989, когда коммунистический строй рухнул, открыв путь капитализму и свободному предпринимательству.

Для тех, кто действительно интересовался будущим блокчейна и финансовых технологий, 2017 год начался 17 июня 2016 г. В тот день впервые в истории человечества, следуя инструкциям анонима, робот «украл» у группы людей свыше $45 миллионов.

Имя робота известно, я бы сказал - печально известно. Его звали The DAO. Это первый в мире робот, который взял под контроль более $150 миллионов, полученных от продажи токенов DAO.

The DAO — не тот вид очеловеченного робота, который навязан нам киноиндустрией. The DAO был настоящим роботом — смарт-контрактом, программным обеспечением, предназначенным для слепого и точного следования своему внутреннему коду.

В коде также было прописано перевести $45 миллионов на счёт анонима, и что деньги будут доступны только через 28 дней. До момента истечения этого срока робот собирался защищать деньги ото всех, и от анонима тоже. Во время происходящего люди, как это часто бывает, разделились и заняли две кардинально разные позиции.

Меньшинство думало, что всё в порядке, что не было кражи, поскольку всё было согласно коду, написанным для робота. Однако большинство считало, что при написании кода, человеком была допущена ошибка, и что аноним воспользовался ей и украл деньги.

Это могло бы послужить поводом для начала войны между двумя лагерями. Но это произошло не в «реальном» мире. Это произошло в блокчейне, в ethereum.

Пользователи приняли решение дублировать распределённого робота. Первый робот, которого выбрало меньшинство,по факту, сохранил анониму украденные у них деньги. Другому роботу изменили код и это вернуло лагерю большинства украденное. Это был первый хардфорк в мире блокчейна.

Между тем The DAO утратил доверие пользователей и его токены обесценились. Обвиняли программистов, сообщество, лидеров. По мнению большинства наблюдателей это должно было положить конец концепции смарт-контрактов и токенов и, возможно, даже концепции публичного блокчейна в целом.

Но, по сути, это было началом революции. Стремительный рост ethereum, феномен ICO и форки биткоина, которыми ознаменовался 2017 год, были кострами, запылавшими от искры The DAO.

Впервые блокчейн смог собрать миллионы на реальный проект. Впервые процесс был протестирован, его слабые стороны выявлены, предложены и реализованы решения в области управления, которых мы никогда не видели раньше.

Мир осознал, что блокчейн и смарт-контракты - это новая реальность. Теперь ethereum готов стать центром, позволяющим сотням проектов намного легче получать финансирование...может быть, слишком легко.

Вот что мы наблюдали в 2017 году, при этом экосистема биткоина и ethereum выросла и окрепла. Это был год, когда стало очевидно, что блокчейн — это возможность делать то, что было невозможным раньше.

Блокчейн - это не технология для более «быстрого» и «дешёвого» способа делать то, что мы делали раньше. Во-первых, это определенно не дешевая технология (зачастую, довольно дорогая). Во-вторых, рабочие процессы на блокчейне происходят быстрее благодаря изменениям, внесенным в основополагающие элементы, в такие как, например, «отчетность», «регулирование» и «конфиденциальность».Такое заблуждение сдерживает развитие «приватных блокчейнов», с которыми в 2017 году много экспериментировали, но в итоге прорыва так и не произошло.

Приватные блокчейны — это блокчейны, в которых создание блоков централизовано и все права на проведение таких операций принадлежат одной организации. «Широкая публика» может лишь читать информацию — проводить аудит, управлять базами и другими приложениями способны только доверенные ноды.

Кроме того, когда бизнес работает на блокчейне, пользователи должны осознавать, что некоторые элементы неопределённости, характерные для бизнеса на бумаге, станут прозрачными.

И последнее, но не менее важное: существуют человеческие элементы управления, которые необходимо заменить криптографической безопасностью и распределенной автоматизацией. Большинство приватных блокчейнов являются неопределенными или даже агностическими в таких вопросах, как управление и баланс сил. Нигде не указано, кто проверяет транзакции или какой алгоритм консенсуса используется.

Еще один вопрос, на который большинство приватных блокчейнов не дает ответ - какие ценности «проходят» через транзакции и хранятся в общем реестре. Это могут быть цифровые версии фиатных валют, либо долговые расписки, либо просто информация. Но блокчейн — это веб-сеть ценностей, и внутри нее должно быть движение «ценности», иначе по итогу вы получите “сломанную сеть”.

Часто в шуме вокруг криптовалют, блокчейна и смарт-контрактов забывают о самом важном — о появлении роботов в сфере транзакций и контрактов. Это означает, что когда роботы начнут водить автомобили, они также децентрализованно начнут управлять нашими деньгами, транзакциями и соглашениями. Это уже можно наблюдать в публичном блокчейне. Не все, к сожалению, смогли увидеть, что происходит на самом деле.

Даже название «смарт-контракты», было неправильным, ведь оно скрыло тот факт, что смарт-контракты ethereum скорее являются «роботами - контрагентами», чем контрактами. Не следует забывать, что Ник Сабо в документе, описывающем концепцию первого смарт-контракта, назвал «скромные торговые автоматы» - «примитивными предками смарт-контрактов» (таковыми были juke-боксы, первые музыкальные автоматы).

Конечно, многих пугает возможность обрести децентрализацию, прозрачность и более высокие гарантии ценой передачи части контроля этому особому виду роботов, которых нельзя увидеть и потрогать.

Я чувствую необходимость сделать здесь два замечания. DAO ясно показал, что такой страх имеет под собой все основания. Но мысль о поездке в беспилотном автомобиле тоже всё ещё пугает, тем не менее со временем докажется их надёжность и они будут перевозить всех нас.

Во-вторых, есть способ сделать смарт-контракты менее пугающими. Хотя для работы смарт-контрактов необходима децентрализованная автоматизация, смарт-контракты могут быть спроектированы как «стейт-каналы» - структуризированные каналы, которые систематизирует правила и устанавливает ограничения в двустороннем потоке, при этом необходимость в роботах-контрагентах исчезает.

Что ещё более важно, стейт-каналы могут стать основой для смешанного приватно-публичного вида смарт-контрактов, когда соглашения принимаются на двусторонней основе и, пока две стороны согласны, обмен происходит вне цепи на двусторонней связи второго уровня.

В случае возникновения споров текущее состояние транзакций между сторонами отправляется в публичный блокчейн для урегулирования, возможно, с помощью предварительно согласованного кода , чей хэш хранится в блокчейне.

Это также может стать решением проблемы масштабируемости, которая существуюет в блокчейнах, где проверяющие ноды должны запускать смарт-контракт для каждой транзакции.

Всё это указывает на то, что следующий, 2018 год может стать годом, когда люди и роботы (смарт-контракты) вступят в контакт, и начнут понимать друг друга,завершая этим процесс, начатый крахом The DAO.

Поэтому я больше говорил о 2016 и 2018 годах, а не об уходящем 2017. Это вполне логично, поскольку настоящее, в конце концов, представляет собой лишь неосязаемую завесу между прошлым и будущим, туманный путь, по которому течёт время; технологии и инновации заставляют нас опасаться того, чего мы ещё полностью не поняли.

Лучшие криптовалютные биржи 2022 года для начинающих трейдеров

Комментарии

Больше криптоновостей

Лучшие криптовалютные биржи января 2022: советы начинающим трейдерам